Технология «Карьерные карты для маркетологов — аналитиков».

Описание вакансии “Маркетолог – аналитик” Основные виды работ (бизнес – процессы): Исследования и мониторинг для сбора информации – Аналитика собранной информации и моделирование данных в виде экономических моделей – Предоставление отчетов о динамики изменений показателей рынка в рамках  статистических моделей. Особенности вакансии: Основной акцент работы смещен в сторону исследований для формирования и актуализации статистических моделей. На основе моделей проводится тестирование бизнес – проектов компании. Основные модели: Комплексная модели отрасли и показателей регионов, модель информационных полей рынка и компаний, модель изменения спроса потенциальных и постоянных клиентов, модель изменения матрицы предложений на рынке, модель бизнес – коммуникаций компании, модель развития конкурентов (набор необходимых стат. моделей зависит от рынка и целей компании). Результаты и цели работы аналитика: тестирование и прогноз изменения показателей: рекламы и сбыта, спроса клиентов и доли рынка при реализации утвержденных директором планов работ. Аналитик показывает  рыночные последствия при выборе управленческого решения. Для специалистов отделов и подразделений компании аналитик формирует информационные материалы: “Ментальные pr – карты”, “Информационные карты продвижения”, “Карты методов продаж по каналам сбыта”. Основной целью взаимодействия с сотрудниками компании для маркетолога – аналитика является сбор данных в рамках выбранных методов. Направления для повышения квалификации: оптимизация методов сбора информации.   Профессиональные статусы и роли специалиста Статус определяет уровень/зону деловой ответственности сотрудника в компании.  В Справочнике выделено 6 основных уровней:
  1. Помощник менеджера/ответственность «за обучение и задачу операции»: Помощник исполнителя;
  2. Менеджер/ответственность «за рабочую операцию»: Исполнитель;
  3. Специалист/ответственность «за процедуру и качество технологии»: Специалист направления;
  4. Ведущий специалист/ответственность «за результат»: Ответственный специалист, Наставник группы менеджеров;
  5. Начальник отдела/ответственности «за часть системы»: Руководитель среднего звена;
  6. Директор/ответственность «за систему в целом»: Руководитель системы;
Статус определяет в какой профессиональной роли сотрудник реализует методику (алгоритм действий). Профессиональная роль в выполнении методики это соотношение функций/действий, в рамках методики или технологии, которые сотрудник может выполнить самостоятельно, и действий, которые он выполняет под руководством, после обучения со стороны коллег и руководителей. Показатели качества роли в реализации профессиональных методов
  •  «Глубина» выполнения роли в рамках методов работы — количество действий, которые выполняются специалистом самостоятельно. Стаж работы помогает сотруднику большую часть функций довести до уровня «самостоятельное выполнение».
  • «Ширина» роли —  количество задач (от узкоспециализированных задач до взаимодействия с другими отделами), выполняемых сотрудников в рамках одной методики или технологии. «Ширина» задач, к которым допущен специалист определяется статусом —  зоной ответственности. Поэтому развитие роли и отработка методики в «ширину» напрямую зависит от развития статуса.
При отработке новой технологии и методики каждый сотрудник последовательно проходит 5 основных ролей. Основные роли, которые были выделены в разных отраслях бизнеса:
  • «Исполнитель» —  выполнение монотонных простых задач под контролем коллег, строго следуя порядку действий, описанному в указателях, которые приняты в компании.
  • «Администратор» — самостоятельное и при наставничестве выполнение отдельных действий с отчетом и согласованием плана работ с руководителем проекта или начальником отдела. На специалиста в роли «Администратор» часто возлагается работа по подготовке повседневных аналитических отчетов, которые имеют строгую форму заполнения, и один и тот же перечень меняющихся характеристик. При администрировании специалист самостоятельно и при посредничестве руководителя взаимодействует с коллегами из других отделов.
  • «Руководитель проекта» — самостоятельное выполнение алгоритма действий (методики) с последующей отчетностью за результат перед руководителем. Сотрудник может выступать контролером выполнения задач в рамках проекта специалистами других отделов, а также стать наставником для специалистов с другими ролями. Проводит всю административную работу для заполнения образцов и форм документов, принятых в компании. Взаимодействие с руководителями подразделений компании —  частично самостоятельно (с согласованием непосредственного начальника) и при посредничестве руководителя.
  • «Разработчик — уровень оптимизации методики, разработки новых форм документов. Разработчик может проводить оптимизацию процессов в рамках одной или нескольких методик. Последняя компетенция является переходным этапом к роли «Технолог».
  • «Технолог» — специалист, используя опыт реализации разных методик, посвященных решению разных задач, разрабатывает корпоративный профессиональный алгоритм действий, с разработкой, регламентов взаимодействия с подразделениями компании, проводит обучение и консультации по всему спектру задач и целей отдела. Технолог может выбрать оптимальный для компании алгоритм действий из разных методик, используя сложившиеся корпоративные традиции работы.
Влияние профессиональной роли специалиста на качество работы с инструментами и методами Каждая технология и методика имеют рекомендуемый набор ключевых инструментов, которые позволяют удержать уровень работы отдела не зависимо от квалификации специалистов. Из результатов исследований Практик Гут видно, что количество инструментов, напрямую зависят от профессиональной роли специалиста:
  • “Исполнитель” – максимальный набор инструментов, и обязательно – работа по Указателю алгоритмов действий.
  • “Администратор” – может обходиться без указателя при работе с освоенной методикой. Основными инструментами являются атласы, классификаторы и каталоги. Отвечает за актуализацию данных некоторых разделов экономических моделей компании, а также – атласов.
  • “Руководитель проекта” – использует атласы и классификаторы, опираясь на экономические модели (рынка, бизнес – коммуникаций компании, модели “спроса и предложения”
  • “Разработчик” – больше работает с экономическими моделями, вносит уточнения в указатели и классификаторы
  • “Технолог” – для работы достаточно информации, которую дает модель “Рынок и координаты позиций компании”, планирует и руководит разработкой указателей и классификаторов.