О профессиональном бизнес образовании

В чем слабость программ обучения по маркетингу на факультетах экономических ВУЗов? В том, что они построены только на изучении классических методов, которые получили популярность в 50 — е 60-е года. Поэтому наши студенты считают, что маркетинг — это SWOT — анализ. На курсах для маркетологов — аналитиков Северо — западного Центра Повышения Квалификации «Русская Школа Управления» (РШУ) ко мне часто подходят участники, и говорят о том, что за пару дней узнали больше, чем за 4 года обучения, что оказывается SWOT не панацея решений, а один из инструментов, причем не такой универсальный, как они думали. Как можно изменить ситуацию? Для этого наши ВУЗы должны создавать собственные научно — исследовательские центры, в которых преподаватели могли бы организовать исследования рынков, заниматься разработкой и обоснованием отечественных методов и концепции маркетинга. Надо развивать полноценную отечественную школу маркетинга, а не только изучать приемы 50-летней давности, которые берутся из популярной бизнес — литературы. Особенности курсов MBA Если брать зарубежные программы, то — это продажа серии дорогих бизнес — консультаций для топа — менеджеров и собственников, с целью поднять уровень дохода компаний в период обучения за счет … — зависит от ситуации на рынках и ресурсов самих компаний.  Для каждого предприятия создается свой сценарий решения, который обязан реализовать участник программы. Отсюда и требования консультантов MBA, обязывающие участников предоставить объективную информацию о компании и в период работы сообщать о состоянии ключевых бизнес — показателей. У нас же курсы ориентированы на обучение управленческим приемам и методам, с акцентами на развитие личностных качеств руководителя. Отклонение от оригинала MBA, с моей точки зрения, связано с тремя основными факторами: 1) «Спрос рождает предложение»: Большинство участников покупают сертификат MBA для повышения уровня дохода за счет карьерного роста, и прохождения программ личностного развития. Часть аудитории приходит сегодня на курсы чтобы подучиться, разобраться в себе и своих планах и в будущем открыть собственной бизнес; 2) Мало квалифицированных консультантов, которые могут грамотно провести консалтинговую программу с гарантированным результатом; 3) Бизнес — школы не готовы пока разрабатывать необходимые сервисы и программы, формировать и поддерживать команду штатных преподавателей — консультантов, чтобы  гарантировать участникам ожидаемый результат — повышение прибыли компаний. В чем специфика услуг обучения, которые предоставляют бизнес — школы? Услуга бизнес — школ заключается в том, чтобы по заданной программе предоставить участникам курсов комфортные условия и специалистов — практиков, известных лекторов, бизнес — консультантов, ведущих семинаров по базовым курсам. У бизнес — школ, как правило нет собственных учебников и программ, которые они развивали бы в рамках методических исследований. Поэтому их услуга — это создание условий обучения, которые формируются исходя из особенности позиции на рынке: «Московская бизнес — школа» организует on-line трансляции семинаров и участники из разных городов могут получить информацию от специалистов Москвы и Санкт-Петербурга; «Русская школа управления» проводит обучение по блокам — тематических программ, в рамках которых участники могут посещать семинары разных ведущих, в течении 5 — 6 дней; «Синергия» предлагает семинары известных ведущих по маркетингу и продажам, параллельно запустили проект очного обучения, в котором участвуют также независимые эксперты, которые много лет сотрудничают с учебным центром. Поэтому участники курсов приобретают услугу  по организации условий обучения. Компания Практик Гут не оказывает услуги по обучению, а без обучения не внедрить необходимые технологии. Как вы преодолеваете этот парадокс?  Давайте сделаем важный акцент. Для настройки работы менеджеров нам необходима практическая отработка выбранных приемов и методов. Поэтому мы были вынуждены, разработать сервис бизнес — тренажера (сервис, который ближе к hr — деятельности чем к маркетингу), который позволяет в короткие сроки «задать условия «для формирования у специалистов новых привычек в выполнении повседневных или плановых процедур. Понимаете, консультант может предложить отличную методику, но если менеджеры не смогут с ней работать, то компания зря потратит бюджет на консалтинг. Есть еще один важный нюанс: специалист компании может выслушать семинар, согласиться с новыми правилами и на следующий день продолжит работать по привычной колее приемов и процедур. Причем не специально, а потому что перестройка требует дополнительных усилий и развития новых профессиональных привычек и со стороны менеджеров, и со стороны руководителей. Поэтому бизнес — тренажер, позволивший оперативно отрабатывать алгоритм действий, стал для нас настоящим спасением. Значит это практика, а не повышение квалификации? Одно без другого невозможно. В данном случае повышение квалификации является естественным следствием практики. Хотя мы и делаем ставку на практику в формате on-line сервиса. Дело в том, что в нашей сфере качество работы напрямую зависит от уровня квалификации специалистов. Мы же не роботы, чтобы бездумно выполнять набор действий.  Например, мы давно поняли, что мониторинги рынка должны проводить специалисты, а не студенты. На практике опытный маркетолог быстрее и с меньшими усилиями выделит важные нюансы и детали, мимо которых пройдет новичок, озабоченный скоростью и объемом выполняемой работы (у них разное понимание качества процедуры).  На самом деле бизнес — тренажер позволил нам зайти к освоению технологии со стороны практики с элементами «интеллектуального погружения в технологию». Потому что за короткий период, как правило на время, надо пройти определенный алгоритм решения. В результате участники практически на ходу, в рабочем режиме начинают вспоминать и продумывать «теоретическую основу» искать взаимосвязи с отраслевой практикой. После «погружения», вовремя контакт — сессии, специалисты задают предметные вопросы и уже совершенно на ином уровне воспринимают информацию, которую мы предоставляем в ответ. Давно подмечено, что на семинарах всем участникам дается одинаковая информация, в одинаковых условиях, но каждый осваивает услышанное с разной глубиной и скоростью. В свою очередь, бизнес — тренажер нам помогает задать плановый «уровень приема» и глубину восприятия. Как правило, после практики на тренажере (рабочих сессий), мы выдаем участникам методические материалы, и наши шаблоны и инструкции становятся действительно востребованным рабочим пособием, к которому постоянно обращаются менеджеры.