Поделиться

Система А.С. Макаренко – руководство по эффективной корпоративной культуре

Практически все фирмы Японии, часть американских и европейских компаний (внедряющих методы бережливого производства, стратегиям “голубого океана”, проектному менеджменту и другим инновациям в управлении корпоративных ценностей и миссии коллектива) создают корпоративную культуру по лекалам трудовых колоний Макаренко.

Наши специалисты учатся у зарубежных коллег, которые перевели подход Макаренко на язык управления для извлечения максимальной прибыли, и привозят в Россию методики «мозгового штурма», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника»; издают учебники, посвященные инновационным методам менеджмента

Мы выделили основные принципы, которые стали золотым стандартом для развития корпоративной культуры компаний


Только факты

В 1988 году Антон Семёнович Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира, оказавших влияние на педагогическое мышление 20 века

За годы работы с трудными подростками, колонии, которые возглавлял Макаренко прошли около 3 500 беспризорников. Ни один из них не вернулся на улицу

О системе воспитания коллектива

Система воспитания Макаренко считается сегодня самой демократичной и направлена на создание комфортного психологического климата в коллективе, который каждому дает ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Это не одна из целей корпоративной культуры?

-Работа и взаимодействие внутри колонии основаны на самоуправлении: педагоги не могли отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и цели коллектива. Основное бремя решений хозяйственных вопросов решалось на совете командиров. Самих командиров отряды выбирали на полгода. Пост руководителя отряда можно было занять только один раз. Поэтому каждый, в свое время, принимал на себя “бремя власти” за коллектив. Причем пол года – срок, за который совершались и исправлялись “некритичные ошибки управленца”

-В колонии действовала система сводных отрядов – аналог современных проектных групп для решения краткосрочных задач. В сводном отряде командир отряда мог оказаться в роли рядового, а обычный колонист открыть в себе способности руководителя

-У воспитанников Макаренко были близкие и далекие личные перспективы: усердно учиться, чтобы в выходные сходить в кино, съездить летом на экскурсию. А в будущем – поступить на рабфак.

И коллективные (корпоративные): иметь процветающее хозяйство, чтобы лучше питаться и одеваться

– Колонисты полностью себя обеспечивали. Для исполнениях своих планов – идей они расширяли и обновляли производство: в коммуне был построен завод, где воспитанники разрабатывали и производили электродрели, фотоаппараты “Лейка” и “Фэд”, не уступающие по своим характеристикам зарубежным аналогам. Более того, производство колонии вносило ощутимую долю налогов в доходы региона

Рост финансовых доходов от завода ребят, настолько впечатлили руководителей республики, что они внесли в планы 5-ки будущие поступления от колонистов. Узнав об экономических обязательствах, Макаренко был вынужден обратиться к шефам колонии из отдела КГБ. Педагог настоял на отмене фин. обязательств. Потому что основной целью колонии являлось воспитание детей, а не прибыль

-Важной частью здорового коллектива Макаренко считал сотрудничество и обмен опытом между людьми разного возраста: опыт старших, стремления и амбиции молодежи, зрелость людей среднего возраста создают здоровый баланс между смелыми инвест. проектами будущего, поиском новых зданий и здравым расчетом для работы, жизни и досуга сегодняшнего дня

-Традиций в детском коллективе Макаренко было много. Ребята их знали лучше педагога и передавали от старших к младшим. Например, одной из устойчивых традиций было избрание на должность дежурного члена санитарной комиссии самой педантичной девочки-чистюли, которая лучше всех следила за чистотой.

Традиции в виде новых правил возникают в коллективе спонтанно, под действием внешних событий. Но только часть из них сохраняются, в виде опыта, подтвердив свою востребованность для целей коллектива

-Символика и атрибуты имеют особое значение для демонстрации личных достижений и внимания организации. Например, звание «колонист», воспитанники получали не автоматически, а по решению общего голосования ребят, которые откровенно говорили о достоинствах и недостатках кандидата и о том, насколько он осознал ценность общей работы. Поэтому к форме колониста было особое, уважительное отношение. Ребята понимали, что по белоснежной рубашке, темным шортам/брюкам и цветной тюбетейке или кепке жители города узнавали и оценивали всех колонистов. По той же причине, в оркестр мог записаться только Колонист. Оркестр колонии, маршируя по улицам Харькова, по сути проводил презентацию. Это был тот случай когда горожане произносили «Колонист» с уважением, а иногда и завистью

-Вместе со званием «колониста», воспитанник наделялся правом голоса в советах отряда и сводных бригад, получал доступ к особо ответственным работам. Поэтому не было строгих сроков для перехода в новый статус.

За каждым новичком закреплялся наставник, который помогал адаптироваться к условиям и традициям колонии. Наставник давал рекомендацию на совете отряда, обосновывая почему воспитанник заслужил (или еще не заслужил) новый статус

– Макаренко считал важной частью воспитания финансовое поощрение. Поэтому воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, которые обучались в ВУЗах, финансировали собственный театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы

-После выпуска, воспитанники получали свою долю прибыли, которую они заработали, благодаря личным достижениям – около 1000 рублей и больше (в переводе на наши деньги это миллионы).

Читая эти строки хочется оглянуться назад и сравнить, сколько ты получил/недополучил, завершив трудовые отношения с работодателем нашего времени…

Среди сельских жителей девушки из колонии, благодаря солидному приданному, считались завидными невестами. Колонистам даже пришлось выдержать «наплыв расчетливых женихов», которых быстро распознавали мальчишки и девчонки, прошедшие суровую школу уличной жизни.

Важным условием свадьбы был отказ от венчания в пользу гражданской регистрации…

Социальная ответственность: колонистов волновало в каких условиях будут жить их выпускники. Поэтому в колонии, в просветительских и идеологических целях, раз в месяц организовывались театральные представления. На мероприятия бесплатно приглашались жители окрестных сел. Постановки театра пользовались огромной популярностью и местные жители иногда, пытались заранее договориться со знакомыми колонистами о лишнем билетике

Театральное представление требовало от колонистов серьезных затрат и работы, чтобы достойно подготовить пьесу и встретить гостей. В подготовке (хозяйственной и творческой) участвовали, по разнарядке, воспитанники всех отрядов: отдельный сводный отряд отвечал за создание спец эффектов на сцене, другой – за постановку, третий – за встречу и проводы гостей и т.д.

Применение системы в организации маркетингового агентства

На основе методов Макаренко, в агентстве Практик Гут созданы условия для сотрудничества и развития амбициозных, увлеченных своей работой карьеристов

Частью условия стала система Карьерных Карт сотрудников, личные и командные рейтинги, программа наставничества и непрерывного обучения

О системе Карьерных Карт можно познакомиться на учебных практикумах Практик Гут

Понравилось?

Поделиться в ВКонтакте
Поделиться в Одноклассниках
Отправить по почте